Водопады Карелии

13 мая 2021 г.



Водопады, расположенные на реке Суне, - Кивач, Пор-Порог и Гирвас - являлись достопримечательностями Олонецкой губернии. Кивач стал привлекательным местом для путешественников после выхода в свет оды "Водопад" Г. Р. Державина, который летом 1785 года посетил этот природный объект в качестве губернатора Олонецкого наместничества:

Сунские водопады были наиболее прибли́женными к губернскому центральному городу Петрозаводску (например, путь до Кивача составлял 65 верст), чем были заманчивы для путников. Однако легка ли была дорога к ним?

Основной сухопутный путь до Кивача пролегал по Кончезерской проезжей дороге, которая брала свое начало от Повенецкого почтового тракта и через Кончезерский куст деревень уходила до деревни Вороново. Данная дорога позволяла передвигаться на хорошем экипаже (нанимали тарантас или кабриолет). В деревне Вороново она заканчивалась, и к водопаду Кивач далее следовали на лодках по реке Суне. Именно таким способом до водопада добирался Г. Р. Державин. Примечательно, что через 70 лет этим же способом посетил Кивач император Александр II в рамках своего визита в Олонецкую губернию. Некоторые путешественники предпочитали сухопутному пути передвижение по воде. Например, академик Н. Я. Озерецковский в 1785 году к Кивачу плыл на лодке от Кондопоги через озеро Сандал до деревни Сопоха, от которой еще 12 верст по верховой тропе до водопада передвигался на лошади. Другой исследователь – М. А. Круковский – в 1899 году решил плыть на лодке из деревни Кончезеро через озеро Пертозеро до деревни Викшицы, откуда еще пять верст шел до Кивача пешком. Вероятно, что для М. А. Круковского данный способ передвижения являлся исключительной прихотью, а не более безопасной и удобной дорогой к Кивачу, поскольку в 1871 году была построена новая сухопутная дорога от Кончезера к водопадам Кивач, Пор-Порог и Гирвас. Она пролегала через деревни Викшица и Уссуна. С точки зрения туризма, строительство данной дороги имело колоссальное значение, так как не уступавшие Кивачу по красоте водопады Пор-Порог и Гирвас ранее были не доступны в сухопутном отношении – к ним добирались по реке на лодках.

Широкую известность в качестве туристского объекта сунские водопады обрели в первое десятилетии XX века благодаря публикационной активности губернского статистического комитета: издавались книги, брошюры, путеводители, в которых описывались живописность местности, рекомендации по планированию путешествия, списки гостиниц и расписание пароходного сообщения между Санкт-Петербургом и Петрозаводском. Основным мотивом популяризации водопадов в указанный период можно назвать желание губернских властей привлечь дополнительные денежные средства, обеспечить крестьянам, занимавшимся извозом, внутрикраевой ежегодный заработок. Земство Петрозаводского уезда взяло на себя обязанность по поддержанию хорошего состояния полотна дороги, ведущей через Кончезеро к водопадам. Состояние дороги оценивалось современниками как «прекрасное». По истечению столетия прослеживается сохранение популярности мест массового туризма - водопада Кивач и вулкана Гирвас (в связи с открытием в 1950-е годы ГЭС на реке Суне водопады Гирвас и Пор-Порог исчезли). И в дорожном отношении республиканские власти уделяют пристальное внимание проезжему состоянию дорог, ведущих к указанным достопримечательностям, в основу которых легли небольшие участки дороги XIX века.